Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

Каждая компания, которая хочет обеспечить стабильный рост прибыли и надежное развитие, должна осознать важность правильно организованного финансового менеджмента. Концепция управления финансами включает в себя множество аспектов, и финансовый директор современной компании должен управлять каждым из них. Как правило, финансовый директор выполняет много различных функций и должен обладать широкими знаниями и большим опытом в сфере управления. Цель данной статьи - представить информацию о финансовом менеджменте и систематизировать основные концепции и методы его организации.

Финансовый менеджмент – это система мероприятий, которые направлены на формирование капитала организации и распределение денежных ресурсов таким образом, чтобы они приносили максимальный доход. От качества финансового менеджмента напрямую зависят успех и конкурентоспособность бизнеса. В этой статье мы расскажем о том, какие функции выполняет финансовый менеджмент и кто отвечает за его организацию на предприятии.

Функции финансового менеджмента:

  1. Увеличение прибыли компании. Для решения этой задачи необходимо грамотно управлять оборотными и внеоборотными активами, чтобы выручка от реализации товаров или услуг превосходила их себестоимость.
  2. Обеспечение роста рыночной стоимости предприятия. На этот показатель влияют многие факторы, например, спрос на продукцию, способность приносить доход и ликвидность активов компании. Повысить рыночную стоимость можно и с помощью умелого инвестирования.
  3. Предупреждение банкротства и сокращение финансовых рисков. Ни один бизнес не застрахован от непредвиденных ситуаций, поэтому правильная организация финансового менеджмента помогает свести к минимуму вероятность потерь.
  4. Сокращение расходов. С помощью оптимизации можно добиться значительного снижения затрат. Грамотное налоговое планирование, например, помогает законным способом экономить на обязательных платежах в государственный бюджет.
  5. Рациональное распределение финансовых ресурсов. Если деньги компании лежат без дела, они обесцениваются, ведь инфляция не стоит на месте. Поэтому все активы должны постоянно приносить пользу.
  6. Укрепление положения компании на рынке. Цели здесь определяются масштабами деятельности: для одних это лидерство в своем сегменте в пределах региона, для других – освоение новых направлений, для третьих – выход на международный рынок.

Ответственность за организацию финансового менеджмента на предприятии лежит на финансовом директоре. Это лицо наделено широкими полномочиями, но в то же время обременено огромной ответственностью. Финансовый директор должен иметь управленческий опыт и знать в совершенстве теорию, методы и концепции менеджмента. Он также должен обладать аналитическим складом ума и определенными личными качествами.

Организация менеджмента: методы и концепции

В системе управления денежными ресурсами на предприятии реализуются различные методы, что позволяет достигать целей и выполнять задачи наиболее эффективно. Грамотный финансовый директор применяет их все, опираясь на теоретические знания и практический опыт, и выбирает наиболее подходящие методы в зависимости от конкретной ситуации. Рассмотрим основные методы финансового менеджмента, используемые на предприятиях:

  • Планирование и прогнозирование: для рационального распределения финансовых ресурсов необходимо иметь точное представление о необходимых затратах на развитие бизнеса, расчеты с контрагентами, кредиторами, налоговыми органами, а также обеспечить все потребности предприятия в течение определенного периода. Кроме того, финансовый директор должен понимать, нужны ли дополнительные финансовые источники для предприятия, и куда направляться, чтобы эффективно использовать деньги. Все расчеты основаны на финансовой отчетности и других достоверных сведениях.
  • Налогообложение: многие изменения в налоговом законодательстве могут повлиять на бизнес предприятия, поэтому финансовый директор должен оперативно реагировать на все нововведения и знать способы оптимизации налогообложения для снижения расходов.
  • Кредитование: часто компании должны прибегать к кредитованию, чтобы развивать свой бизнес. Однако финансовый директор должен тщательно оценить перспективы и риски, связанные с этим решением, до того, как оформить кредит.
  • Самофинансирование: эта стратегия финансового менеджмента предполагает удовлетворение повседневных потребностей компании за счет собственных средств. Финансовое решение должно обеспечивать постоянное наличие собственных средств в необходимом количестве для бесперебойной работы.
  • Страхование: бизнес не может обойтись без рисков, и один из надежных способов защиты от непредвиденных потерь - это страхование.
  • Ценообразование: правильное установление цен на товары и услуги позволяет предотвратить потери, связанные со слишком высокой либо низкой ценой продукта.

Для принятия управленческих решений в финансовом менеджменте используются специальные концепции. Они отразят многогранность сторон управления денежными средствами предприятия и помогут оценить их наиболее эффективное использование. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Концепция денежного потока: это метод оценки всех операций и активов компании с точки зрения направления и величины потока, который они создают. Он может быть положительным или отрицательным, что определяет эффективность использования средств и расходы компании.
  2. Концепция эффективного рынка: этот подход предполагает учет зависимости цены на финансовые инструменты от поступающей информации. Он позволяет определить справедливую стоимость активов компании, которая может изменяться в результате появления новостей политики и экономики, отчетности компаний, данных рейтинговых агентств и т.д.
  3. Концепция альтернативных расходов: выбор того или иного финансового решения всегда означает отказ от других возможностей вложения капитала, и оцениваются затраты от неиспользованных возможностей. Решение принимается на основе сравнения альтернативных издержек: выбирается вариант, который связан с наименьшей упущенной выгодой.
  4. Концепция взаимосвязи доходности и риска: это зависимость, которая связывает риск любого способа получения прибыли с его ожидаемой финансовой отдачей. Чем выше ожидаемая отдача, тем больше риск. Здесь должен быть найден компромисс между доходностью и риском.

Кроме перечисленных концепций, существует множество других подходов к управлению предприятиями. Важно, чтобы финансовый директор имел достаточные знания и опыт для выбора оптимальных финансовых решений в каждый конкретный момент.

Основные инструменты финансового менеджмента предприятия включают в себя несколько концепций и методов, которые необходимы в организации для эффективного управления денежными ресурсами и обеспечения прибыли.

Первым инструментом является финансовый анализ и мониторинг, который заключается в оценке экономического положения компании, ее платежеспособности, стабильности, ликвидности и прибыльности. Он основывается на данных бухгалтерского баланса, отчетов о прибыли и убытках, а также отчетов о движении денежных средств. С помощью финансового анализа можно планировать распределение ресурсов, определять потребность в финансировании и принимать грамотные решения.

Контроль валютных потоков и анализ валютного риска являются вторым инструментом. Компании, владеющие активами или обязательствами в иностранной валюте, подвержены риску из-за колебаний курса. Путем анализа и контроля можно разработать оптимальную стратегию проведения валютных операций и минимизировать возможные потери.

Третий инструмент – финансовый контроль, который необходим для отслеживания эффективности бизнес-процессов, исполнения бюджетов и соответствия фактических показателей запланированным. Он позволяет оптимизировать использование денежных ресурсов и уменьшить расходы.

IT-решения, которые используются сегодня в качестве современного инструмента финансового менеджмента, обеспечивают автоматизацию бизнес-процессов, экономят время, повышают точность операций и упрощают взаимодействие с клиентами и партнерами. Комплексное решение внедрения ERP-систем (программных пакетов для управления ресурсами предприятия) помогает достичь всех этих целей.

Финансовый менеджмент необходим для всех типов бизнеса, включая крупные, средние и малые компании. Управление денежными ресурсами с помощью продуманной системы помогает расходовать средства с наибольшей пользой для развития компании и максимизации прибыли. Роль финансового директора весьма многогранна, и от него требуется принимать самые разнообразные решения ежедневно. Поэтому его компетенции должны отвечать высоким требованиям.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *