Стоимость банкротства для физлица: сколько придется заплатить, чтобы пройти процедуру
Не так уж и давно жители России знакомы были с термином «банкротство» только из книг, рассказывающих о жизни капиталистического мира. В настоящее время ситуация изменилась настолько, что люди с низким доходом могут столкнуться с необходимостью предъявить о себе заявление о банкротстве, как и компания или предприниматель. Но перед тем, как начать процедуру, стоит узнать о том, какие расходы она потребует.
Что такое банкротство: обязательное и добровольное
Федеральный закон №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает два случая, когда гражданин может столкнуться с банкротством.
Добровольное банкротство - когда должник имеет право самостоятельно инициировать процедуру признания его финансово несостоятельным гражданином. Размер долга в этом случае не является регулируемым, но достаточно наличия обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности, например:
- выплаты кредиторам просрочены не менее чем на месяц, а сумма просрочки составляет более 10% от суммы долга;
- оценочная стоимость имущества должника не превышает сумму долга.
Если должник не может сам объявить о своей финансовой несостоятельности, то вступает в силу обязательное банкротство. Если гражданин не платит по финансовым обязательствам более трех месяцев, а общая сумма долга превышает 250 000 рублей, закон обязывает его подать заявление о признании банкротом в течение 30 рабочих дней после того, как ему стало известно о невозможности рассчитаться по долговым обязательствам.
Помимо должника, государственные службы, такие как ПФР, ФСС, ФНС, и его кредиторы могут подать иск о банкротстве должника.
Для того, чтобы арбитражный суд рассмотрел дело о признании гражданина банкротом, необходимо не только подать заявление, но и подготовить целый пакет документов заранее:
- паспорт, СНИЛС, ИНН;
- опись имущества должника (движимого и недвижимого);
- подтверждение права собственности;
- перечень кредиторов и должников с подробными сведениями о них;
- подтверждение финансовой несостоятельности, такие как копии договоров с кредиторами, долговые расписки, выписки со счетов;
- выписка из реестра предпринимателей, подтверждающая или опровергающая принадлежность к ИП и учредителям юрлица;
- справки 2-НДФЛ (за три года);
- справки из ГИБДД, ГИМС МЧС, Росреестра, Гостехнадзора;
- квитанции об оплате госпошлины и внесении судебного депозита.
В случае наличия обстоятельств, в пакет документов может входить:
- документы о совершении сделок, сумма которых превышает 300 000 рублей за три года;
- свидетельство о браке или свидетельство о разводе/постановление суда о дележе имущества;
- справка из службы занятости о статусе безработного;
- медицинское заключение о признании гражданина нетрудоспособным.
Если документы в порядке, и должник соответствует требованиям законодательства, то в течение месяца со дня подачи заявления будет проведено первое заседание суда. В ходе процедуры банкротства должник пользуется определенными послаблениями, например, он получает отсрочку по платежам кредиторам, а на начисление штрафных санкций накладывается запрет. Этапы банкротства организует не сам должник, а специально назначенный финансовый управляющий, выполняющий функции посредника между гражданином, кредиторами и судом.
Если суд признает, что гражданин не может восстановить свою кредитоспособность в ближайшее время по объективным причинам, то он признается банкротом. В итоге его долги могут быть полностью списаны, реструктурированы или частично погашены путем продажи имущества. При этом отсутствие дорогостоящего имущества не является препятствием в списании долгов. Сведения о банкротстве заносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и находятся в открытом доступе.
Какие расходы необходимо планировать при процедуре банкротства?
При процедуре банкротства неизбежны значительные расходы. Перед началом процедуры рекомендуется составить приблизительную смету и сравнить сумму издержек с размером имеющейся задолженности. Все расходы можно разделить на три группы.
1. Досудебные расходы
В связи с подачей заявления в арбитражный суд необходимо заплатить государственную пошлину в размере 300 рублей. Также необходимо внести судебный депозит на вознаграждение финансовому управляющему в размере 25 000 рублей и комиссию за его внесение в размере 750 рублей. Оплата за назначение управляющего будет составлять от 2500 до 10 000 рублей. Кроме того, для того чтобы убедить арбитражный суд в необходимости банкротства, потребуется представить пакет необходимых документов (их список приведен выше). При оформлении каждой справки или выписки предусмотрена оплата, так что общая сумма досудебных расходов может составить около 30 000 рублей.
2. Судебные расходы
Судебные расходы включают в себя расходы на приглашение консультантов или экспертов (в среднем на 10 000 рублей), почтовые расходы (сумма около 4000 рублей) и оплату публикации сведений о банкротстве в газете "Коммерсантъ" (стоимость около 10 500 рублей за одну публикацию). Также потребуется оплата внесения сведений о банкротстве в ЕФРСБ, стоимость каждого сообщения составляет 600 рублей.
3. Иные расходы
Иные расходы, включая транспортные расходы, расходы на телефонные переговоры, банковские услуги и т.д., могут составить не менее 3000 рублей.
Итоговая стоимость процедуры банкротства физического лица может составлять около 45 000-50 000 рублей, которая зависит от суммы задолженности. Чем больше задолженность, тем выше расходы на процедуру банкротства.
Финансовый управляющий: отдельная статья расходов при банкротстве
Согласно законодательству, ведение всей деятельности по процедуре банкротства возлагается на финансового управляющего, а не на должника. Начиная с момента запуска процедуры, финансовый управляющий взаимодействует с кредиторами и судом, имея полное право на доступ к информации, касающейся имущества гражданина, обязательств и прочего.
В широкий спектр услуг, предоставляемых управляющим, входят многие задачи: проверка обоснованности финансовых претензий кредиторов, управление средствами на счетах клиента, представление его интересов в суде, совершение сделок от его имени, запрос необходимых данных и документов, публикация сведений о ходе банкротства в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ», отчет по проделанной работе и многое другое.
Непреложной частью расходов при банкротстве является оплата услуг финансового управляющего. Единовременно за каждую процедуру вносится депозит в размере 25 000 рублей. Чтобы завершить банкротство, могут потребоваться несколько процедур, каждая из которых будет стоить отдельных денег. Например, процедура реструктуризации долга будет обязательна, если не будет подано ходатайство о реализации имущества.
Кроме процедурной части, на стоимость услуг влияют и другие факторы. Так, в случае реализации имущества должника, финансовый управляющий получает 7% от суммы выручки от реализации, а при реструктуризации — 7% от размера удовлетворенных требований кредиторов.
Более того, строго рекомендуется подать заявление о банкротстве самостоятельно и не ждать, когда это сделают кредиторы. Только тогда гражданин сможет выбрать управляющего, который учитывает его интересы. Размер оплаты услуг финансового управляющего оговаривается отдельно, но не должен быть слишком низким, потому что исход всего дела зависит от квалификации и опыта финансового управляющего.
Дополнительные юридические услуги при банкротстве: цена и выгода
Банкротство - сложная процедура, требующая соответствующих знаний и опыта. Нередко самостоятельная попытка провести эту процедуру может стать причиной провала дела из-за неправильно оформленных документов или из-за недостаточного опыта. В этом случае юридические услуги помогут сократить время и расходы, а также предоставят профессиональную консультацию относительно вашей конкретной ситуации.
Во-первых, юридические эксперты расскажут вам о критериях банкротства и помогут разработать план действий.
Во-вторых, профессиональные юристы помогут вам минимизировать риски и составят необходимый пакет документов за короткое время за приблизительную стоимость 15 тысяч рублей.
В-третьих, если вы решите доверить свою ситуацию юридической компании, они помогут вам подобрать финансового управляющего и защитить ваши интересы, внеся также судебный депозит за вас. Если вы заинтересованы в выводе имущества из-под запрета, юристы также могут вам помочь.
Многие компании предоставляют комплексные услуги, что довольно выгодно для клиента, поскольку он будет освобожден от необходимости посещения суда и изучения законодательства. Нотариальная доверенность на ведение дела уже оценена в 2000 рублей. Стоимость услуг по банкротству физических лиц включает ряд этапов и изменяется в пределах 100 000-150 000 рублей.
Особое внимание при выборе юридической компании следует обратить на известность, репутацию и опыт. Списание долгов - важный шаг в вашей жизни, поэтому этот выбор следует сделать с особой ответственностью.
Фото: freepik.com