Устройства плавного пуска электродвигателя: функции, виды и стоимость решений

Устройства плавного пуска электродвигателя: функции, виды и стоимость решений

Недостатки электродвигателя, такие как высокий пусковой ток и большая нагрузка на механические узлы приводимого в действие оборудования, часто возникают при запуске. Решением этих проблем является применение устройств плавного пуска (УПП). В данной статье мы расскажем о том, как выбрать УПП и какие задачи оно может решить.

В современном мире скорости, производительности и эффективности, электродвигатели имеют множество различных типов — от внутреннего сгорания до ядерных и пневматических. Но, выбор промышленности пал на асинхронные двигатели переменного тока, благодаря их простоте в конструкции, стабильности работы, высокой эффективности и бесшумности. Однако, традиционные асинхронные двигатели имеют недостатки в момент запуска. Высокий пусковый ток создает сильную нагрузку на питающую сеть, что может привести к снижению качества энергии и возникновению проблем в работе оборудования, подключенного к сети. Кроме того, резкий рывок при запуске сокращает срок службы механических узлов приводимого в действие оборудования.

Решением проблем являются устройства плавного пуска, которые позволяют избежать высокого пускового тока и снижения нагрузки на механические узлы оборудования. Устройства плавного пуска подходят для всех видов электродвигателей асинхронного типа. Выбор конкретного устройства плавного пуска зависит от ряда факторов, включая мощность и тип двигателя, требования к производительности и экологической безопасности. Устройства плавного пуска могут сократить расходы на энергию и увеличить срок службы механических узлов оборудования, что делает их необходимыми для бесперебойной работы промышленности.

Устройство плавного пуска (УПП) предназначено для решения проблемы скачкообразной подачи напряжения питания на электродвигатель. Из-за малого омического сопротивления обмотки статора двигателя и низкого рабочего индуктивного сопротивления в момент включения в сеть до выхода двигателя в "режим" сила тока сильно возрастает, что приводит к высокому пусковому току, достигающему 6-8-кратного (а порой и 10-12-кратного) увеличения номинального тока потребления. Поэтому запуск электродвигателя возможен только при наличии достаточной мощности источника тока, которая не всегда доступна на практике. В результате напряжение в питающей сети падает, что выливается в дополнительные финансовые затраты.

Высокие нагрузки на механические узлы также возникают из-за скачкообразной подачи напряжения питания. Устройство плавного пуска (УПП) предназначено для плавной подачи напряжения и разгона двигателя до номинальных режимов, что позволяет уменьшить пусковые токи, снизить вероятность перегрева электродвигателей, повысить срок их службы, устранить рывки в механической части электропривода в момент запуска электродвигателей, а также гидравлические удары в трубопроводах и задвижках в момент пуска и остановки насосов.

Принцип работы устройства плавного пуска асинхронного электродвигателя основан на подаче управляющего напряжения на тиристоры, которые проводят ток после подачи напряжения и закрываются при прохождении значения тока через ноль. Таким образом, тиристоры, являющиеся основным конструктивным элементом устройства, соединяются по симисторной схеме для каждой фазы трехфазной системы.

В нужные моменты времени управляющее напряжение подается на управляющие электроды всех тиристоров, благодаря чему напряжение на силовых клеммах электродвигателя можно регулировать. При этом, поскольку крутящий момент электродвигателя является функцией квадрата приложенного напряжения, возникает возможность регулировать механические нагрузки в электроприводе. Также возможно плавное остановление электродвигателей, приводящих в действие низкоинерционные нагрузки.

Однако, такие устройства могут справляться только с невысокими нагрузками или запуском двигателя вхолостую. При увеличении времени запуска возникает опасность перегрева двигателя и полупроводниковых элементов устройства, которые также могут выйти из строя. Кроме того, снижение напряжения приводит к снижению крутящего момента на валу.

Более новейшие устройства плавного пуска отличаются отсутствием указанных недостатков и делятся на амплитудные и частотные. Хотя последние дороже и сложнее в установке и наладке, их использование оправдывает себя при эксплуатации в условиях, когда для решения задач необходимо изменять скорость вращения электродвигателя.

Варианты УПП

Варианты УПП

Существует два основных типа устройств плавного пуска:

  1. Регуляторы напряжения без функции обратной связи
  2. Регуляторы напряжения с функцией обратной связи

Регуляторы напряжения без обратной связи

Это наиболее распространенный тип устройств плавного пуска. Регулировка напряжения может осуществляться по двум или трем фазам, однако это происходит по заданным пользователем параметрам. Эти параметры включают время и начальное напряжение запуска. Благодаря этому устройства могут уменьшить пусковой ток и момент, а также обеспечить плавную остановку. Тем не менее, момент не регулируется в зависимости от нагрузки на двигатель.

Регуляторы напряжения с обратной связью

Они являются усовершенствованной версией предыдущей группы. Они контролируют фазовый сдвиг между напряжением и током в обмотках статора и используют полученные данные для регулировки напряжения на клеммах двигателя. Это гарантирует запуск наименьшим значением пускового тока и достаточным значением механического крутящего момента. Кроме того, полученные данные используются для защиты от перегрузки, дисбаланса фаз и других параметров.

Прогрессивные УПП

Прогрессивные УПП имеют следящие цепи, которые контролируют нагрузку в каждый конкретный момент времени. Эти устройства подходят для приводов, характеризующихся тяжелыми и очень тяжелыми пусковыми режимами, для которых обычно используют преобразователи частоты. Более того, данные устройства позволяют снизить энергопотребление.

Применение устройств плавного пуска

В настоящее время устройства плавного пуска (УПП) широко используются во всех областях, где работают электродвигатели. Однако, при выборе конкретного устройства необходимо учитывать нагрузку на двигатель и частоту его запусков.

Если нагрузка на двигатель невелика, а запуск происходит редко (например, в шлифовальных станках, некоторых вентиляторах, роторных дробилках, вакуумных насосах), то для этих целей подойдут регуляторы без обратной связи или регуляторы пускового момента.

В случае, когда требуется работа с высокой нагрузкой, с частым и инерционным запуском (как, например, в ленточной пиле, центрифуге, сепараторе, распылителе, лебедке, вертикальном конвейере), целесообразно выбирать регуляторы напряжения с обратной связью и, возможно, с запасом по номиналу.

Однако следует помнить, что в Европе законодательно запрещено запускать электродвигатели мощностью 15 кВт и выше, если они не оснащены устройствами плавного пуска.

Изменение цен на софтстартеры

В последние годы цены на софтстартеры подвергаются значительной нестабильности. Это связано с ростом стоимости импортных и отечественных изделий, производимых под российскими брендами в Юго-Восточной Азии, а также с увеличением цен на комплектующие, импортируемые в Россию. Такая ситуация обусловлена колебаниями валютного курса.

Стоимость УПП может варьироваться в зависимости от характеристик и начинаться от 7 тысяч рублей. Однако, цены на некоторые изделия могут достигать 700 тысяч рублей и даже больше. В таких случаях, максимально допустимый номинальный ток может доходить до 1200 А.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *